Хива

Сказочный город, чудом сохранивший уникальную историческую атмосферу словно остановившейся истории середины прошлого столетия. Воспоминания о недавней жизни хранят нетронутые дворцы и жилища, лавки и  жилая застройка с одноколонными айванами.

 

Улицы и минареты Хивы

С запада на восток от ворот Ата Дарваза к воротам Палван Дарваза город пересекает главная улица протяженностью около 400 метров. Она фланкируется фасадом и боковыми стенами крупных сооружений. На её оси несколько  площадей, отмеченных возносящимися в небо минаретами. В пролете ворот Кой Дарваза улавливается вся их цепочка: минареты Абдал бобо, Кари, Сайд Шаликарбай, Исламходжа, Джума, Кальта минор.

 

Крепостные стены и ворота Ичан-Калы  (XVIII — XIX)

1425465363_slayd2На оплывах средневековых стен, прежде сплошь занятых мазарами почитае¬мых шейхов, в 18 в. инаками из племени кунград возведены крепостные стены с мощными башнями и укрепленные четырьмя воротами, но по  мере расширения площадок под строительство медресе стены отодвигались (медресе Кутлимурад инак) или сносились (медресе Мухаммадаминхана). К четырем воротам (Ата Дарваза, Таш Дарваза, Багча Дарваза и Палван Дарваза) подходили основные магистрали. Они, помимо основного назна¬чения, служили и торговыми. Их внушительный облик отражал величие и достоинство города:

Их арка тонет в сумраке высот,
Дуга той арки — как небесный свод.
Созданье чародейства — не руки.
Врата на диво мощны и крепки.

Алишер Навои.

 

Медресе и минарет Ислам Ходжа (1908-1910)

KHIVA_082Ислам Ходжа — главный визирь Исфандиярхана был весьма прогрессивным человеком. Кроме минарета и медресе, он открыл для местных детей школу, больницу, почту, строил мосты и дороги. Легкий и стройный силуэт минарета Ислам Ходжа, опоясанный сверкающими лентами мозаичных облицовок, стал самой выразительной доминантой Ичан-Калы. К минарету примыкает главным своим фасадом медресе нарядно декорированное, с большой купольной мечетью.Однако строительная деятельность Ислам Ходжи была пресечена коварным убийством его с участием Исфандиярхана. Убили, закопав живым в землю, и строителя Раимбергена.

 

Мечеть Джума (XVIII)

5S1Z11101Издревле каждый мусульманский город старался превзойти другие по монументальности своей соборной мечети. Хивинская Джума мечеть отличается архаичностью планировки, кровлю с тремя световыми колодцами поддержива¬ет 212 колонн X — XVIвв.Построена она на месте более древней мечети ханским сановником Абдуррахманом Михтаром. Таинственный полумрак царит в многоколонном пространстве мечети, и лишь проникающий через люки свет обрисовывает резные колонны, каждая из которых может стать сюжетом занимательного рассказа. Так, например, считают, что часть наиболее ранних колонн привезена из древней столицы Хорезма — Кята, снесенной Амударьей, другие устанавливались в качестве благотворительного дара. Об этом свидетельствует вырезанная на колонне куфическая надпись: «Сделанная по приказанию факиха Абу Фадла Ал-Мухаммада Лайси». Глубокая орнаментальная резьба колонн геометрического, растительного и эпиграфического характера составляют главную художественную ценность соборной мечети. Не меньшим шедевром считаются входные ворота мечети, вставленные в главный проем рядом с минаретом.

 

Кухна Арк (XVIII- XIX)

kunya-arkСтарая крепость, цитадель (Куня Арк) примыкает к западной стене Ичан-Калы. В ней между воротами Ата Дарваза и Таш Дарваза над стенами поднимаются остатки донжона — башни легендарного святого Ак Шейх бобо. Именно вокруг этого замка и развивался город последних хивинских ханов. Сейчас в цитадели, как и в Арке Бухары, сохранились немногочисленные постройки XIX в. Здесь, кроме курынышханы (аудиенц-зал), летней мечети, монетного двора и гарема, помещались прежде арсенал, пороховой завод, канцелярия, конюшни, гауптвахта, арена для боя барабанов. Великолепно убранство айванов в курынышхане и мечети, стены которых «затканы» многоузорным покровом изразцов, а колонны и двери покрыты изысканной резьбой.

 

Минарет и Медресе Мухаммад-Рахим-хана (1831 — 1855)

1405662695_rahimkhan«Это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам». Так считал честолюбивый хивинский хан, задумав превзойти по величине и комфортности все имеющиеся в Хиве духовные школы. В медресе удобные двухкомнатные худжры предназначались для 260 студентов. При нем была обширная библиотека и канцелярия высшего духовного мусульманского суда.После смерти Мухаммадаминхана в битве с туркменами в 1855 году строительство грандиозного минарета было приостановлено. Еще бы пару лет и на зависть всем властелинам мира высота минарета достигла бы 70 метров.

 

Комплекс Пахлаван Махмуда (XIX — XX)

4940Почитаемый покровитель — пир Хивы Пахлаван Махмуд был скорняком, делал шубы и, помимо всего, славился своей богатырской силой, известность о которой простиралась далеко за пределами Хивинского ханства. Но народная память хранит славу о нем как о великом поэте, мудреце (1247 — 1325 гг.), возведенным мусульманским духовенством в ранг святых, а так как поэт принадлежал к роду кунградов, то в XIX в. хивинские ханы избрали его святым покровителем Кунградской династии. С тех пор комплекс стал как бы мемориалом членов ханской семьи.Главной примечательностью мавзолея стала майоликовая облицовка, украшающая купол, входной портал и надгробия. Мастера, создавая убранство, прониклись духом поэзии Пахлаван Махмуда и старались передать ее свежесть и цветение в своих изумительных сине-белых узорах со стихами пира: «Языком истину прославлять лучше всего. Молитвой рассвет встречать лучше всегоРади доброго имени на свете Голодным хлеб раздавать лучше всего».

 

Ансамбль у ворот Палван Дарваза (XIX — XX)

0_4e7a9_8f2b07f5_origНа небольшой площади в восточной части Ичан-Калы размещены несколько медресе, квартальная мечеть, бани, торговые пассажи, караван-сарай и ханский дворец (Таш Хаули). Рядом находился городской базар и невольничий рынок. Аллакулихан, при котором велись основные строительные работы, увековечил своё имя медресе, пассажем, тимом, создав удивительно своеобразную композицию площади. Привлекательны ее разные уровни, где медресе Хурджум служит площадкой для фасада медресе Аллакулихана. Изумительно чередование бирюзовых фасадов медресе, куполов торговых ниш, плоскостей дворцовых стен.Интересна история, связанная со строительством усыпальницы Кутлимурад инака, которая завещал похоронить себя, по примеру многих правителей Хивы, в отстроенном им медресе, но смерть пришла к нему за пределами Ичан- Калы. По закону он потерял право быть похороненным в своем медресе. Чтобы исполнить волю умершего, духовенство распорядилось разобрать крепостную стену, и медресе как бы включилось в Дишан Калу. Через пролом стены пронесли тело и похоронили под полом вестибюльного помещения.

 

Дворец Таш Хаули Аллакулихана (1830 — 1838)

uzb_khiva_019Более восьми лет длилось строительство дворца, в котором участвовали лучшие зодчие Хорезма, во главе с непревзойденным орнаменталистом Абдуллой, по прозвищу Джин, за его поистине колдовское мастерство. Дворец трехчастный — парадный для приемов и пиршеств, официальный с судилищем и канцеляриями, и гарем. Все они сгруппированы вокруг дворов. В дворике мехмонханы круглая суфа для установки парадной юрты, напомина¬ющая кочевнические традиции хивинских ханов.В главном айване, который путешественники сравнивали с театральными подмостками, происходил церемониал дворцового приема. Сходство это — в яркой декоративности расписных потолков, ковровых узоров мозаики, обрамлении башенками и фигурным карнизом.Снаружи гладь очень высоких стен с зубцами оживлена небольшими полубашнями с фонариками. Все это очень напоминает средневековую крепость. И название его Таш Хаули (каменный двор) наилучшим образом отражает его назначение сильной крепости.