Самарканд

Самарканд  относится к числу самых древних городов мира и является вторым по величине городом в Республике Узбекистан. Расположенный в самом сердце Великого Шелкового Пути. О древнем Самарканде знали на Западе и Востоке. В IV веке до н.э. он был известен как один из культурных и торговых центров на Востоке под названием Мараканда государства Согд. Через Мараканду шли торговые караваны из Сирии в Индию и в Сибирь. Огромные богатства привлекали не только купцов, но и воинов. Город пережил бурные события и потрясения.

 

Некрополь Шахи — Зинда

Shakhi-Zinda4«Скромные и целомудренные жены и сестры Амира Тимура выразили волю быть похороненными у порога этого места, охраняемого ангелам, — пишет Абу Тахир Ходжа. Вереница изящных, сверкающих голубыми искрами усыпальниц потянулась по древним склонам Афросиаба.Главная святыня на вершине холма — мазар, который легенды и предания приписывают Кусаму ибн-Аббаса. Личность Кусама была реальна. Это был двоюродный брат пророка Мухаммада. В народе бытуют несколько легенд о Кусаме. По одной из легенд Кусам, получив множественные раны в битве с «язычниками», обитавшими в горах Пянджекента, добрался до колодца Шаабан и скрылся в нем, где и проживает до сих пор. Отсюда якобы и образное название всего комплекса мавзолеев, расположенных вблизи мазара Кусама ибн-Аббаса «Шахи-Зинда», т.е. «Живой царь».

Этот образ известен в Средней Азии с древних времен и также связан с образом Сиявуша «страдающего божества». Корни этого  правления Улугбека.

 

Мечеть Хазрат Хызра (XIX- XX)

165891773На городище Афросиаб выделяется на холме мечеть Хазрат Хызра, расположенная в проезде былых городских ворот. Мечеть находится несколько поодаль от некрополя «Шахи-Зинда».Культ хранители «живой воды» — Хызра уходит в домусульманские времена. Неслучайно, мечеть патрона путешествующих находится у самых оживленных ворот при въезде в город, как будто благословляя каждого входящего: «Если кому-либо встретится Хызр, тот человек станет богатым. Если он обратит взор на поле, на сад, на город, то значит обилие всего обеспечено», — уверяют поклонники Хазрата.Неоднократно перестроенная мечеть стоит на фундаменте самой первой мусульманской мечети, воздвигнутой арабами на месте языческого капища. Существует предание, что  всякий, кто совершит первый утренний намаз (бамдод) в течение сорока понедельников в этой мечети, удостоится узреть образ Хазрата Хызра.С айвана летнего помещения мечети открывается прекрасная панорама Самарканда, с будто вытканными на зеленом ковре силуэтами мечети Биби Ханым и четкими контурами на фоне туманных гор взметнувшихся куполов и минаретов Регистана и Гур Эмира.

 

Мавзолей Гур Эмир

7b593c7c42dc44b96bf95fee0969ccba_i-247В XIV в. весь город был поделен между сыновьями и внуками Тимура. Участок вблизи Регистана, рядом с популярной в то время гробницей Бурхаведдина Сагарджи, Рухабад оказался во владении любимого внука Тимура и его на¬следника Мухаммада Султана, который отстроил здесь для себя дворец (не сохранился), а на примыкавшей к дворцу площади возвели медресе и ханаку. От самой  цитадели вела «царская аллея», вымощенная цветным камнем. Вдоль нее располагались мечеть и хауз. Юный принц успел закончить постройку медресе, которое предназначалось для обучения детей эмиров, входивших в состав войск царевича.

Однажды сюда приехал Амир Тимур, и место ему так понравилось, что он распорядился построить здесь усы¬пальницу для собственного вечного успокоения из мрамора и яшмы. От всего первоначального комплекса сохранились лишь часть южной стены и входной портал, покрытый роскошными мозаичными облицовками, выполненными ма¬стером Мухаммад ибн Махмудом из Исфахана. В 1403 году любимый внук Тимура погиб в одном из сражений в Иране. Для него, спустя год, возвели парадный мавзолей с погребальным склепом (Аксарай). Но смерть уже подстерегала и Тимура. В начале февраля 1405 г. он в походе на «неверных» в Китай внезапно скончался в Отраре. Во избежание смут, церемония погребения проходила скрыто. Надушенное мускусом и камфорой тело Тимура похоронили рядом с Мухаммадом Султаном. Позднее оба перенесены в подземный склеп грандиозного мавзолея, который с тех пор называется Гур-Эмир (могила Эмира). Его могила расположена в ногах погребенного здесь же шейха Мирсаид Береке, учителя и наставника Тимура, которого он почитал более всех за оказанную духовную помощь в овладении Балха.Постепенно мавзолей превратился в фамильную усыпальницу по мужской линии. Здесь находятся могилы султана Шахруха, Мироншаха, Мухаммад Султана и Улугбека.

 

Мечеть Биби Ханым

bibi_khanum_02Еще при жизни великого Амира Темура от городских ворот Аханин до Регистана тянулись торговые ряды, над которыми возвышалась соборная мечеть Биби-Ханым. И где бы в момент намаза не находился правоверный — на базаре, у тандыра, он обращался к мечети, славя Аллаха.После военного похода в декабре 1938 года Амир Темур решил построить мечеть, не похожую ни на одну мечеть во всем исламском мире. Девяносто пять слонов из Индии перевозили на своих спинах мраморные плиты для строительства мечети.Вокруг Большой мечети сложился гигантский комплекс сооружений. Неподалеку стояло здание ханаки Туманака, любимой жены Тимура, для которой он, когда ей было 12 лет, построил дворец и разбил сад «Дилькушо» («радующий сердце»). Мечети противостояло медресе Ханым, отстроенное старшей женой Темура Сарай Мульк Ханым (властительницей дворца). Весь комплекс занимал целый квартал.

Мечеть Биби Ханым является самой большой мечетью Темура, занимая площадь около 5000 квадратных метров. По углам мечети ее возвышались стройные граненые минареты, первоначальная высота которых была 43 м. Они имеют богатую, хорошо сохранившуюся облицовку. Внутри минаретов проходят винтовые лестницы. Оба минарета лишились верхней части после 1842 г.Несколько сотен каменных колонн поддерживали своды окружающей двор галереи с двумя крупными купольными зданиями на поперечной оси и с монументальной Большой мечетью у западной стороны. Портал служил для прихожан огромным михрабом.Улугбек, внук Темура, установил во дворе колоссальный мраморный пюпитр для Корана. Врата, имеющие громкую славу, открыты стихом: «Входящий сюда пребудет в мире». Над воротами изречение: «Обиталище тварей все — лицемерие, обман и страсти. Дело исключительно сосредоточено у порога чертога Господа Мира — и только. Звук огромных врат ее, составленных из сплава семи металлов, призывает молящихся семи климатов в дом Ислама. Стены ее… нашли украшение в высеченных из камня письменах. Блеск от сияния на стенах ее».Хоть и недолго просуществовала мечеть, не выдержали мощные устои аркичастых землетрясений, но величественная красота ее породила множество ле¬генд, связанных с талантливым зодчим и красавицей Биби Ханым.

Согласно легенде, во время военной кампании Амира Темура за пределами Самарканда, Биби Ханум решила построить медресе и преподнести любимому мужу сюрприз по его возвращению. Архитектор, безумно влюбленный в Биби Ханум, затягивал строительство. Биби Ханум торопила его, ведь Амир Темур уже возвращался в город. Архитектор согласился выполнить ее указание, но лишь при одном условии поцеловать ее. Биби Ханум оказалась перед выбором. С одной стороны, она горячо любила своего супруга, с другой стороны, хотела сделать ему подарок. Она согласилась на условие мастера. Поцелуй был настолько горячим и страстным, что на щеке, прикрытой вуалью, остался след от него. Амир Темур уже был на подходе к Самарканду, когда узнал о произошедшем. Приказ был отдан казнить мастера за содеянное преступление. Сказав Биби Ханум «прощай», искусный мастер, сделав себе крылья, словно птица, взметнул с построенного им медресе и улетел за холмы Афросиаба.

 

Ансамбль Регистан

1367479342_374В ярком представлении светозвукопанорамы, установленной на площади Регистан, «главные роли» играют памятники. Каждый из них ведет свой рассказ о нашествиях и пожарах, страданиях и возрождении, и в конце, словно Хафиз под прекрасную музыку, обращается ко всем: Я Регистан, я сердце Самарканда,Я памятник прошедших войн и бед.Потомок, слушай мудрости завет: мир береги.Жить в мире, дружбе — счастье.Ты всюду помни это, человек.Издревле Самарканд был всемирным форумом. Сюда шли ученые за мудростью к Улугбеку, паломники к Шахи-Зинде, купцы за знаменитой самаркандской бумагой. И все дороги сходились на Регистане. Здесь, на Регистане, что означает буквально «песчаное место», вдоль рядов, путников ожидал отдых в многочисленных караван-сараях, купцы попадали в шумные торговые пассажи и ряды, где собранные со всего света умельцы изготовляли ажурные ювелирные изделия, латы и кольчуги, сверкающие ткани. Главная площадь Самарканда Регистан образована порталами трех больших зданий. Это –медресе (мусульманские высшие учебные заведения).Самаркандские медресе строились не одновременно, а в разные столетия. Тем более удивительно, что при этом удалось достигнуть впечатления художественной целостности всего архитектурного ансамбля.

Строительство Медресе Улугбека было начато в 1417 и продолжалось до 1424-1425 гг. В 1409 г. Улугбек — внук Темура получил самаркандский престол. Как и во времена Темура, город продолжал бурлить кипучей жизнью. Торговали на базарах, ремесленники трудились в своих маленьких мастерских-лавках. От базара расходились пассажи, по улицам непрерывно шли караваны с различными товарами.В науке усилился интерес к математике и астрономии, вследствие чего складывается самаркандская школа математиков и астрономов. Улугбек занялся строительством  нескольких медресе.

Архитектором медресе был зодчий Камаледдин Ширази, автор ханских ансамблей Герата. В его архитектурно- образном облике строители запечатлели дух эпохи просвещенного деятеля. Особенностью этого здания является то, что тимпаны главного портала медресе покрыты изображением звездного неба. Видимо, изображением звездного неба Улугбек хотел подчеркнуть значение астрономической науки и то, что в медресе, кроме богословских наук, изучаются и светские, в первую очередь астрономия. В конце XIX в. во дворе медресе стояли учебные солнечные часы в виде шестигранной призмы с мраморной градуированной доской «гипотенузой». Богатейший декор медресе Улугбека отличается крайней утонченностью. Здесь использованы цветные глазурованные кирпичи, мраморные панели для облицовки, узорные плиты.

Лучше всего сохранилось медресе Шер-Дор (львиные ворота), которое должно было зеркально повторять древнее медресе Улугбека. Художники XVII в. над арочным входом медресе изобразили двух туранских тигров, охотившиеся за джейранами. Над их спинами восходят солнечные диски с чертами человеческих лиц. Туранский тигр когда-то был священным символом Туркестана. Как известно, художники мусульманского Востока по религиозным соображениям всегда избегали изображать живые существа. Почему на Регистане было сделано исключение из этого правила, ответа на этот вопрос нет и поныне.

Третье медресе Регистана, расположенное между медресе Улугбека и Шер-Дор, называется Тиля-Кори, что означает «золотая работа». Строительство было закончено во второй половине XVII века. Это самое позднее строение на площади. Хотя Тиля-Кори было воздвигнуто по обыкновенному плану всех медресе — прямоугольный двор с торжественно украшенным входом-порталом, галереями арочных комнаток «худжр» и минаретами по углам, третье медресе изначально создавалось не только как учебное заведение, но и как главная пятничная мечеть города. Для этого с левой стороны его внутреннего дворика было построено купольное здание масджида, помещение с кафедрой настоятеля мечети. Оно была столь обильно украшена внутри раззолоченной рельефной живописью — кундаль, что и весь комплекс получил название Тилля-Кори.

 

Обсерватория Улугбека

2e35ba10c7b1928c3ff325b8b27c8014За холмами Афросиаба стоит памятник Улугбеку внуку Темура. Именно здесь самаркандский археолог Василий Вяткин в 1908 году обнаружил остатки астрономической  обсерватории Улугбека. Это самый удивительный памятник средневекового Самарканда. В скале вырублен гигантский секстант. Точность его ориентировки такова, что измерения, произведенные на нем, получаются точнее, чем у современных приборов. На самаркандском секстане Улугбек и получил все данные для составления своего прославленно научного труда «Астрономические таблицы» с координатами 1018 ярких звезд. Эти таблицы очень помогли людям в эпоху великих географических открытий. Некоторые астрономические величины были определены Улугбеком с большой точностью. Продолжительность звездного года Улугбеком определена в 365 дней 6 часов 10 минут 8 секунд. Действительная величина года, по Ньюкомбу (1900 год), равна 365 дням 6 часам 9 минутам 6 секундам.

 

Ансамбль Исмаила Аль — Бухари

Bukhari-700x453Мемориальный комплекс Имама Исмаила Аль-Бухари находится в 12 километрах от Самарканда. Имам Исмаил Аль-Бухари родился в Бухаре в 810 году. Умер и похоронен под Самаркандом в 870 году. Имам Аль-Бухари взял на себя титанический труд по отбору хадисов, чтобы отсеять недостоверные и сохранить для потомков истинные слова пророка. В процессе работы он проверил около 600 000 хадисов,  включив в результате в число достоверных только чуть более одной сотой из них. При этом он разработал и применил принципы классификации хадисов в зависимости от источника. По свидетельству современников Аль- Бухари обладал уникальной памятью. Стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал ее содержание. Результатом 16-летнего напряженного труда стал сборник самых достоверных хадисов «Аль- Джами Ас-Сахих». Вот уже двенадцатый век эта книга считается вторым источником после Корана  в исламском мире.

В XVI веке над скромной могилой Имама был возведен небольшой мавзолей, рядом была построена мечеть и посажены чинары. Несколько лет назад, в связи с празднованием годовщины со дня рождения Имама, на месте древнего мавзолея был возведен мемориальный комплекс Имама Аль-Бухари. Посещение этого святого места у мусульман приравнивается к малому хаджу.

 

Мавзолей Ишрат — хона

4Самарканд – один из тех городов, в котором сохранились великолепные памятники зодчества, на которых можно проследить развитие архитектуры. Одним из таких памятников является мавзолей Ишрат-хона, что буквально означает «Дом радости», «Дом наслаждения». По легенде, этот мавзолей при жизни своей еще стала строить любимая жена Темура Биби-Ханым, предчувствуя свою раннюю смерть. Но когда здание было завершено, Темур, увидев его великолепие и совершенство, воскликнул: «Пусть это будет домом радости, а мавзолей мы воздвигнем в другом месте!»

Но в конце XIX века самаркандский археолог В.Л. Вяткин обнаружил документ, датированный 1464 г., в котором зафиксировано, что Ишрат-хона – мавзолей, воздвигнутый в правление Темурида Абу-Саида по распоряжению его жены Хабибы Султан-бегим, для их дочери Султан-Хавендики. В 1940 г. профессор М.Е. Масон проводил раскопки памятника, под главным залом был обнаружен обширный восьмигранный склеп и в нем находилось множество женских и детских погребений. То есть Ишрат-хона оказалась фамильной усыпальницей женщин и детей из дома Самаркандских Темуридов.  Мавзолей является одним из уникальных памятников. В своё время, здание имело очень богатое архитектурное оформление и внутреннюю художественную отделку. Памятник представлял собой целый комплекс построек. Центральное место занимала усыпальница, оформленная с запада высоким порталом. С юга к зданию примыкала арочно-купольная галерея, через которую был устроен дополнительный вход в усыпальницу. С северной стороны находилась мечеть. В углах здания располагались сводчатые комнаты для людей, обслуживавших мавзолей. В настоящее время, от памятника сохранились лишь развалины.

В 1903 году вследствие землетрясения обвалился купол вместе с высоким барабаном, осыпались некогда украшавшие зад росписи с позолотой. Кирпичи и изразцы растаскивались жителями и туристами. В настоящее время намечена частичная реставрация и консервация памятника.

 

Городище Афросиаб

7992f3_240ec3cff58e4294bbb1515114fbee4cС севера к современному Самарканду примыкают желтые безжизненные холмы, которые носят имя древнего легендарного зороастрийского царя Афросиаба. Действительно, эти таинственные холмы хранят множество загадок. Люди не живут здесь с 1220 г., когда монголы Чингизсхана взяли штурмом и разрушили Самарканд. Руины за многие столетия обросли глиной и образовали унылые холмы.

В этой естественном археологическом заповеднике ученые вот уже полтора столетия ищут материальные подтверждении рассказов античных историков об Александре Македнском, знаменитом  завоевателе древности, который в 329 г до н.э был в Мараканде, столице Согдианы. Находок на Афросиабе сделано много. Но наиболее ценное открытие, известное сегодня  многим любителям древности, произошло совершенно случайно. В 1964 г. городские власти Самарканда решили строить через Афросиаб новую шоссейную дорогу. Когда расчистили траншею, открылись стены приемной зала дворца с остатками великолепных цветных фресок VII в. н.э. Сохранилась изображение торжественной процессии послов, везущих дары самаркандскому царю. Над остатками дворца позднее возвели специальный музей, где можно увидеть сегодня найденные фрагменты художественных изображений, воскрешающих для нас давно ушедшую жизнь древнего Самарканда.